Память Апостола и Евангелиста Луки
Праздничный выпуск газеты
"Ангелочек"
Тропарь апостола и евангелиста Луки глас 5 Апостольских деяний сказателя/ и Евангелия Христова светла списателя,/ Луку препетаго,/ славна суща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похвалим,/ яко врача суща,/ человеческия немощи,/ естества недуги и язи душ исцеляюща// и молящася непрестанно за души наша. |
Кондак апостола и евангелиста Луки глас 2 Истиннаго благочестия проповедника/ и таин неизреченных ритора,/ звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим:/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,// Един ведый сердечная. |
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Слово в день памяти святого Апостола и Евангелиста Луки
Святой апостол Павел завещал всем нам: «Подражайте мне, как я Христу». А если надо ему подражать, то, конечно, надо подражать и всем апостолам, ибо все они шли тем же Христовым путем.
А я имею счастье носить имя великого апостола и евангелиста Луки. Не должен ли я поэтому ему прежде всего подражать в его великих деяниях? В чем, в чем могу подражать ему? В чем действительно подражаю? В чем не подражаю, в чем виноват пред ним?
Апостол Лука был многолетним спутником апостола Павла; вместе с ним он исходил пешком всю Малую Азию, прошел пешком много сотен километров. Зачем? Затем, чтобы везде и всюду проповедовать о Христе, обращать ко Христу язычников и неверующих иудеев, устраивать везде и всюду Церковь Христову, поставлять епископов, устраивать епархии.
Это было главным делом св. апостола после величайшего его дела – написания Святого Евангелия. Конечно, в писании Евангелия я не могу ему подражать. А в проповеди могу ли подражать? Да, да! Могу и должен, и считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе.
Господь Бог сказал пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3, 17).
Стражем всему дому Израилеву поставил пророка. А я тоже поставлен стражем – стражем Церкви Крымской, ибо на мне лежат апостольские обязанности по отношению ко всем жителям Крыма – должен я везде и всюду проповедовать Евангелие.
В Симферополе я делаю это по мере сил своих и даже не щадя сил. Я много и много проповедовал вам. Но как же слушали проповеди мои, не должен ли я отнести к себе и другие страшные слова Божии, обращенные к пророку Иезекиилю: «Когда я скажу беззаконнику: "Смертию умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем. И Я взыщу кровь его от рук твоих».
Не скажет ли мне так Господь, не обвинит ли меня за тех, кому не проповедовал, кто не слушал и не слушает проповеди моей? Видите, как страшно это, какая тяжелая ответственность лежит на мне.
«Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего, и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою».
Вот где утешение мое, вот где предел слезам моим: не взыщет, не взыщет с меня Господь за то, что слушали и не хотели исполнять – и беззакония свои продолжали.
А на мне нет за то вины, ибо предостерегал я беззаконников, а если не послушали меня, то сами ответят за себя. А я спас душу свою.
Но что же, велико ли утешение мое? Могу ли я быть покойным, стараясь подражать великому евангелисту Луке? Нет, покоя мало в душе моей, ибо вижу я и знаю, что из всех жителей Симферополя, где больше всего проповедую я, только очень немногие слушают меня, а остальным нет дела до меня, не хотят слушать меня.
И много я лью горьких слез о погибающих, но ничего сделать не могу. Всем вам, близким и далеким, надо помнить слова Христовы, которые слышали вы в сегодняшнем евангельском чтении: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16).
Разве не страшные это слова? Разве не обязывают они вас всех слушать меня, и не меня только, но и всех, кого Бог поставил пастырями нам вами, слушать и исполнять то, что указывают они вам.
Почему необходимо, почему обязательно слушать нас? Потому, что не свое мы проповедуем, а проповедуем Закон Христов. И если отвергаетесь нас, отвергаетесь Самого Христа, а отвергаясь Его, отвергаетесь и Пославшего Его Отца.
Запомните же эти страшные слова: будут отвергнуты Богом те, которые отвергнут нас.
Кроме прочего, как я говорил вам, великим делом св. апостола было устроение и частое посещение Церквей. Должен был бы и я подражать ему в этом.
Он, блаженный, ходил пешком, даже босыми ногами ходил за тысячи километров.
А я, окаянный, езжу на автомобиле и ленюсь ездить, и мало бываю в городах и селах моей епархии, ибо не нахожу времени и сил, и не благоприятствуют внешние обстоятельства. Но взыщет с меня Господь за это. Но условия моей деятельности не таковы, какими они были во времена апостольские, и только в малой мере могу я проповедовать за пределами Симферополя.
Есть, однако, утешение в том, что вижу и знаю, что наполняются храмы наши, что прибавляется и прибавляется малое стадо Христово.
Знаю, что своей проповедью немало слабо верующих обратил я на путь Христов. За это хоть мало воздаст мне Христос.
Как хотел бы я, чтобы все больше и больше наполнялись храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и больше обращающихся ко Христу от проповеди моей!
Мне желают в день моего Ангела здоровья, долголетия, а надо желать не этого; какое долголетие, если 76-й год живу на свете!
Надо желать только, чтобы дал мне Господь видеть плоды моей проповеди, видеть обращение людей ко Христу, видеть, что не напрасно я все оставил, чтобы вести вас ко Христу.
Пожелайте и того, чтобы Господь сохранил угасающее зрение мое. Молитесь об этом, ибо молитва Церкви сильна пред Богом.
Велика и сильна пред Ним молитва великого угодника Божия апостола и евангелиста Луки, которого и призовем на помощь и заступление в молебном пении ему.
Аминь.
31 октября 1952 г.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
(материалы pravoslavie.ru)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Многими талантами обладал с юности святой Лука, и широкий выбор жизненного пути расстилался перед ним. Он жил в Антиохии – сирийском городе, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях.
Пытливый, умный юноша, одну за другой перелистывал он страницы человеческой премудрости. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Но к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею – на поиски явившегося там Учителя праведности.
В одном из песнопений Церкви апостол Лука именуется Евангелия Христова светлым списателем. К Свету Высочайшему стремилась его чистая душа, не находившая успокоения в тусклых огоньках мирской образованности. Нет, не блистать, не горделиво «самовыражаться» хотел смиренный Лука, но причаститься Божественного Света. Еще в Антиохии этот юноша-грек прозрел в священных книгах иудеев истину о Едином Боге, почерпнул из Ветхого Завета знание о грядущем в мир Искупителе. И услышав об Иисусе Назорее, святой Лука безошибочно почувствовал: вот Тот, Кто берет на Себя грехи падшего мира.
Святой Лука стал одним из скромнейших учеников Спасителя. Он не был в числе тех двенадцати верховных избранников, которые постоянно находились рядом с Сыном Человеческим, могли слышать каждое Его слово, становились первыми свидетелями Божественных Его деяний. Молодой антиохиец словно бы затерялся среди многотысячных толп, в отдалении следовавших за Иисусом Христом и ловивших крохи со стола Господня. Однако среди всех этих людей, дивившихся чудесам Христовым и возвещаемому им учению Любви, святой Лука был самым внимательным зрителем и слушателем. Как на чистом воске, запечатлевал он в своей памяти священные события, очевидцем которых ему посчастливилось стать.
Сердцеведец Христос не дозволил святому Луке остаться только созерцателем, но уготовал ему трудный жребий благовестника.
Святой Лука оказался в числе тех семидесяти Апостолов, которых избрал Господь... и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10, 1–3).
Апостолы от семидесяти были наделены духовной мощью, позволявшей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов. Апостол Лука с трепетом ощущал в себе эту силу. Приуготовляя пути Господу, проходя по чужим, а порой и враждебным городам и селениям, святой Лука закалялся и мужал духом. Он достойно совершал дело благовествования, а втайне печалился, ибо лишен был сладчайшего лицезрения Спасителя. Но по возвращении этот смиренный ученик в числе своих собратий был осчастливлен обещанием Сына Божия: тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20).
Но вот миновало для Апостолов Христовых светлое время ученичества, и настали дни великой скорби и испытаний. Сын Человеческий был предан одним из учеников, схвачен коварными фарисеями, распят надменными римлянами. Когда вершилась великая Жертва Голгофская, святой Лука среди немногих верных стоял вдали и смотрел на это (Лк. 23, 49).
После смерти Спасителя мир казался Его ученикам пустыней, из которой навеки исчезла Истина и ушла Любовь. Но Милосердный Господь вскоре утешил их, а святого Луку – одним из первых, явившись ему в самый день Воскресения Своего – даже раньше, чем в собрании ближайших избранников. Таинственным Спутником предстал Спаситель святым Луке и Клеопе на темной вечерней дороге, утишил смуту их разума, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27), пробудил в них надежду на Свое Воскресение, а затем – даровал им счастливейший миг узнавания Себя, Воскресшего, – и открылись у них глаза (Лк. 24, 31).
С этого благодатного мгновения святой Лука вершил уготованный ему земной подвиг с сердцем, исполненным немеркнущей радости и Божественного Света. Окрыленный преславным чудом Воскресения Христова, он стал свидетелем и новых Божественных свершений: Вознесения Господня и сошествия на Апостолов Святого Духа Утешителя. После Пятидесятницы святой Лука некоторое время оставался в Иерусалиме. Он общался с самовидцами Слова, одиннадцатью избранными Апостолами, и питал свое сердце бесценными подробностями земного жития Сына Божия. Он посещал домик святого апостола Иоанна, где жила Пречистая Матерь Божия, и слушал сладостные Ее рассказы о Рождестве Спасителя мира. Святой Лука стал очевидцем первых великих деяний Христовых благовестников, запоминал чудеса и речи первоверховного Апостола Петра, видел доблестную кончину первомученика Христова святого архидиакона Стефана. Так обогащалась сокровищница памяти смиренного апостола Луки, чтобы впоследствии излиться в мир страницами боговдохновенных священных книг.
Среди все усиливающихся гонений, которые воздвигали богоубийцы-фарисеи на последователей Христа, святой Лука почел за благо покинуть Иерусалим. Он удалился к себе на родину, в Антиохию, где уже была большая христианская община. Проходя через Самарию, он взял с собой нетленную десницу святого Иоанна Крестителя – руку, под которую некогда подклонил главу Сам Христос Спаситель, благоволивший принять крещение от Своего Предтечи. (В конце ХVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю).
Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братий во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного апостола Павла – просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.
Всевышний, приуготовляя апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть – тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.
Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. В заботах врача возлюбленного находила утешение душа просветителя народов, томящаяся предчувствием мучительной кончины. И святой апостол Павел писал из темницы: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим. 4, 6–8; 10).
В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.
Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного апостола от семидесяти, святого Луки.
С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст говорил: «По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит». Равным образом и последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо – святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.
В родном городе святой Лука овладел и искусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи – зримой проповеди Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил святой Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось благословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спасти чествующыя Тя.
Первая икона Пресвятой Богородицы, созданная святым Лукой, в XII веке стала сокровищем Русской Церкви. Для этого чудотворного образа святой благоверный князь Андрей Боголюбский выстроил величественный Успенский собор во Владимире. С тех пор эта икона Матери Божией именуется «Владимирская». Шесть раз от Владимирского образа Преблагословенной Девы проистекало спасение Руси в годину грозных нашествий. Среди бед и потрясений православный русский народ взывал к Царице Небесной перед Владимирской Ее иконой: Спаси Землю Русскую! – и Милосердная Владычица отводила несчастья. А когда в годину Смуты народное ополчение шло освобождать Москву от польских захватчиков, в русском войске говорили: Лучше нам умереть, нежели предать на поругание Пречистой Богородицы образ Владимирский.
Увы! В новейшее время Владимирская икона Божией Матери подверглась святотатству, длящемуся и в наши дни. Сегодня великую святыню Православия держат в заключении не богоборцы-большевики, а люди, называющие себя культурными и даже духовными. Неужто эти музейные работники не понимают, что на деле являются «духовными» наследниками бандитов, грабивших Церковь в 1920-х годах?
Они осмеливаются заявлять: «Владимирская икона принадлежит, мол, не Церкви, а народу». Но неужели эти дикари с дипломами искусствоведов не знают, что творят преступление именно против народа, лишая Россию Небесного заступничества Богородицы, множество раз в истории проистекавшего от чудотворного Владимирского образа и ныне столь необходимого нашему отечеству?
Святые православные иконы по смыслу своему неизмеримо выше того, что называется изобразительным искусством. Это не картины, которыми тешится зрение, а окна, отверстые в Небесное Царство. Никакой шедевр художника, демонстрирующего знание анатомии и пространственной перспективы, не может вызвать тех высоких и светлых чувств, какие вызывает созерцание святой иконы в душе молящегося. Предстояние святым образам есть беседа с Горним миром, откликающимся верующему сердцу.
Не эстетическим изыском, а Божественным Откровением был вдохновлен святой Лука, когда создавал икону Матери Божией. Не взрослого Иисуса Христа, Которого он имел счастье лицезреть, изобразил первый иконописец рядом с Пресвятой Богородицей. Тайной высочайшей духовности веет от запечатленного святым Лукой образа: Пречистая Дева-Мать с Божественным Младенцем. Нет, не человеческим разумением создан этот символ Всеспасающего Рождества и Вселенского Материнства, отобразить который впоследствии стремились крупнейшие гении западной живописи – но так и не постигли неземной красоты православной иконы.
В житии апостола и евангелиста Луки видится полнота служения Всевышнему и ближним. Не только в уединенных трудах подвизался он, но стяжал и славу благовестника во многих странах у многих народов, так что его называли «вторым апостолом Павлом». Сам первоверховный апостол Павел поручил смиренному спутнику своему, святому Луке, утверждение Церкви в Македонии. Святой Лука был свидетелем доблестной мученической кончины апостола Павла в Риме, а затем продолжил священное дело своего наставника. Он проповедовал истину Христову в Греции, а уже в глубокой старости предпринял дальнее апостольское путешествие в Ливию и Египет. Силой, данной ему от Бога, святой Лука совершал чудеса и словом христианской любви приводил он людей на путь Вечной жизни. И в кончине своей апостол Лука сподобился последовать жертвенному подвигу Божественного Искупителя: он был распят на ветвях оливкового дерева язычниками греческой области Ахайи.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Взирая на подвиг жития Апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Многими дарованиями обладал Апостол Лука – и все свои таланты, приумножив их трудом, он посвятил Всевышнему Дародателю. Как писатель он стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего апостола Павла, а впоследствии исцелял телесные и душевные недуги множества людей и ныне продолжает врачевать прибегающих к нему с теплой молитвой. Пресветлое небесное счастье заслужил апостол Лука с помощью своих талантов. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.
Святой Лука был смиренен, он старался держаться как бы в тени старших Апостолов, но вот Сам Господь прославил его. Имя святого Луки просияло в созвездии четырех евангелистов, сопутствует повествованию о деяниях первоверховных апостолов, осеняет убранство храмов Божиих, и Святая Церковь воспевает звезду церковную, Луку Божественного. Так не суетное тщеславие, а смиренное служение Высшему приводит человека к истинной чести, простирающейся от земного мира к высотам Небесного Царства.
На протяжении многих столетий от честных мощей апостола Луки проистекали исцеления глазных болезней – вместе с возвращением здоровья к исцелившимся приходило и духовное прозрение. Так да просветит и нас, грешных, и наставит на благие дела святой Лука, апостольских деяний сказатель и Евангелия Христова светлый списатель, врач сущий, человеческие немощи исцеляющий и молящийся непрестанно за души наши. Аминь.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Официальный сайт Ташкентской и Среднеазиатской Епархии
Православный телеканал "Союз" создал фильм-проповедь об Апостоле Луке